Offline
Administrator
Профиль
Журнал
Группа: Администраторы
Сообщений: 375
Пользователь №: 1
Регистрация: 8.04.2005
Репутация: нет
|
В человеческом организме взаимодействуют пять начал (пять основ жизни) и учение о внутренней среде организма - является ключом к пониманию всей системы жизнедеятельности. Под пятью началами понимается: субстанция (Чжин), жизненная Энергия (Чи), кровь, сок (жидкости) и духовное начало (Шень). Жизненная Энергия (QI, Чи) Следует напомнить, что субстанция) - объективная реальность, материя в единстве всех форм её движения, материальная основа функций и активности организма. В древнекитайской медицине субстанция (Чжин) рассматривается, как микровещества, из которых состоит человеческий организм, и, которые необходимы для жизни. Из этой субстанции человек получает Чи (жизненную энергию), т.е. субстанция (Чжин) и Энергия (Чи) тесно взаимосвязаны. В понятие Чи в древнекитайской медицине включается: субстанция (микровещества, которые регулируют жизнедеятельность ) и функциональное начало (функция Лёгких, функция Печени и т.д.). Субстанция Чи делится на чистое, загрязнённое и Чи питательных веществ. В функциональной Чи различают врождённое и приобретённое начало Взаимосвязь всех Чи образуют общую Чи всего организма. “Чи - это корень организма и если корень погибает, то и человек умирает”. Накопленная субстанция Чжин и Чи образует субстанционно-функциональное начало (Чжин - Чи). Врождённая субстанция Чжин - Чи наследутся от родителей, и расходуется в течение всей жизни, благодаря чему происходит рост, развитие и смена зубов. Приобретённая - образуется из питательных веществ после переработки пищи и становится более важной, чем врождённая и поэтому с возрастом питание должно быть более полноценным. К приобретённым видам Энергии относится: дыхательная Чи, питательная Чи, защитная Чи и грудная Чи. Дыхательная Чи - образуется при дыхании из воздуха, снабжает кислородом все органы и ткани. Питательная Чи - образуется из пищи и жидкости в результате функционирования Желудка и Селезёнки - Поджелудочной железы, участвует в формировании крови, циркулирует по сосудам и меридианам, обеспечивает питанием все органы и ткани. Защитная Чи - образуется из пищи, но в отличие от питательной Чи образуется из более грубой пищи и поэтому не может проникнуть в сосуды, а циркулирует по мышцам, коже и слизистым оболочкам, т.е. функцией Защитной Чи является снабжение питательными веществами поверхностных тканей тела, терморегуляция, защита организма от проникновения через кожу патогенных факторов. Грудная Чи - формируется из дыхательной Чи и питательной Чи и находится в области грудной клетки и выполняет стимуляцию дыхания, силы голоса, стимуляцию Сердца. Врождённая и приобретённая Энергии дополняют друг друга и обеспечивают функциональную активность Чжан - Фу органов. Циркуляция Энергии происходит строго определённым образом по системе меридианов в виде замкнутого круга. Принято считать, что эта циркуляция начинается с первым вздохом ребёнка и поэтому начинается с Лёгких, затем переходит в Толстый кишечник, Желудок и т.д. В современной медицине понятие о жизненной Энергии соответствует понятию о жизненном тонусе, т.е. функциональное состояние человека, которое определяется биологическими процессами, проходящими в данный момент времени. Хороший жизненный тонус - человек полон сил и Энергии, т.е. интенсивно проходит обмен вещества и биоэнергетических процессов. Результаты современных научных исследований энергетического обмена и гомеостаза подтверждают многие положения древневосточных теорий. Кровь (XUE, шюэ) В древнекитайской медицине кровью называлась красная жидкость, которая находится в сосудах, омывает все внутренние органы, кожу, кости, сухожилия и питает весь организм. Кровь образуется из питательных веществ (Питательной Чи), жизненной (Чжин - Чи) Почки, Соков тела (Цзинь-е), а также благодаря функциональной деятельности Селезёнки, Лёгких, Сердца, и Почки. Питательная Чи образуется из питательных веществ, поступающих из пищи в Желудок и Селезёнку и транспортируемых в Лёгкие и Сердце. Жизненная Чжин - Чи Почки участвует в образовании в том числе и костного мозга, который в свою очередь и участвует в образовании крови. Соки (жидкости) тела образуются из переваренной пищи и выпитых напитков, всасываются в кишечнике и также поступают в кровь. После образования кровь, контролируемая Лёгкими, Сердцем, Селезёнкой, Печенью, циркулирует по сосудам, и тесно связана с жизненной Энергией (Чи), а распространение Чи тесно связано с кровью. Кровь и Чи в китайской медицине рассматриваются в качестве субстанций и считают, что “Чи - властелин крови, а кровь - “мать” Чи”. Другими словами, кровь и Чи относятся к материальной основе организма человека. Если кровь имеется в достаточном количестве, то организм здоров и крепок и если расход крови пополняется её образованием, то Ян и Инь находятся в равновесии. Соки организма (JING YE, цзин е) К Соками организма древние медики относили выделяемые различным органами секреты: слюну, желудочный сок, кишечный сок, синовиальную жидкость в суставах, слёзы, слизь в полости носа, ликвор, пот и мочу. Как видно из названия, Соки организма разделяли на: Прозрачные и текучие (цзин - е) - это жидкости, которые распространяются по мышцам и коже, снабжают их теплом, питательными веществами и увлажняют кожу; Мутные и вязкие (е-э) - это жидкости, которые скапливаются в суставных полостях и в отверстиях тела. Основные физиологические процессы при образовании цзин - е - это переваривание пищи в Желудке, разделение прозрачного от мутного в Тонком кишечнике, перемещение с помощью Чи Селезёнки, благодаря рассеивающей и нисходящей функций Лёгких и проходя через Три обогревателя часть жидкости попадает в Почки - Мочевой пузырь и выводиться наружу. Поскольку цзин и е-э формируются из одного и того же источника (пищи) и в основе их образования одни и те же физиологические процессы, то их объединяют общим названием Цзин - е. В современной медицине Цзин - е рассматривают как лимфатические и серозные жидкости. Шень - духовное начало жизни Шень - представляет из себя абстракцию всех функций организма, которые проявляются во внешнем облике человека, охватывает сознание, духовную активность и мышление. Кроме этого Шень включает в себя функции пяти плотных и шести полых органов, субстанции (Чжин), функциональные начала активности (Чи), кровь и Цзин - е (соки организма). В качестве материальных предпосылок все функции и виды активности человеческого организма имеют в своей основе субстанцию (Чжин) и функциональное начало (Чи). Врождённая Чжин - Чи всё время пополняется за счёт питательной Чжин - Чи. И если органы находятся в гармоническом взаимодействии, то и Шень (духовное начало) - сильно. Все проявление духовной активности в древнекитайской медицине связывается с Шень и не разделяется на умственное или духовное и телесное. Кстати, вопрос разделения умственной и духовной деятельности человека в современной медицине часто заходит в тупик, т.. китайская медицина предлагает монистическую модель для преодоления теоретических трудностей.
|