|
Сейчас, как утверждают, век узкой специализации. Объем знаний по любой специальности настолько велик и постоянно увеличивается (и скорость для его накопления велика), что чтобы охватить его, возможно, придется пожертвовать какими-то другими знаниями. Из курса биологии средней школы помню только цвет учебника и название мухи, которые в нем "плодились" - дрозофила, хотя честно учила, "4", "5" были, даже в олимпиаде как-то участвовала, неинтересно. Физика - да, во-первых, потрясающий учитель, во-вторых, интересно, логично, понятно, не помню учебники, но помню уроки, школьными знаниями пользуюсь по сей день. Математика - вообще, поэзия, гармония и ее производные музыка и живопись. Литературу мне "открыла" (уже после школы) бывшая актриса, которая занималась со мной техникой речи (просто так, случайно, захотелось мне): чтобы передать голосом, надо увидеть, чтобы увидеть, надо почувствовать. Начали с Пушкина, потом Лермонтов, Блок, а потом затянуло: Гоголь, Тургенев, Булгаков, Серебряный век... В двух-трех областях знаний я считаю себя относительно компетентной, но не люблю болтовни на профессиональные темы с дилетантами, поэтому избегаю всяческие разговоры об информационных технологиях, компьютерах, языках программирования. Но люди, чаще всего, узнав про мою профессию, начинают взахлеб рассказывать, используя, как им кажется, компьютерный сленг, о том, какой навороченный у них комп, самое свежее програмное обеспечение, какие они крутые пользователи (или, наоборот, какие они "чайники" в этом деле, требуя немедленно на пальцах объяснить "как там электроны бегают"), рассуждают о взломах, хакерстве, вирусах, думая, что мне интересно, и этим они доставляют мне удовольствие. Но мне скучно до зевоты, это все равно, что стоматологу на званом обеде гости начнут показывать свои зубы и пломбы. Это моя профессия и мне интересно обсуждать эти темы только с такими же профессионалами, как я. А чтобы прослыть приятным собеседником и широкоэрудированным человеком, совсем необязательно помнить школьный курс, достаточно уметь слушать. Во-первых, слушая собеседника, всегда можно дать ему высказаться, поддерживая разговор вопросами типа: "И как же дальше можно развить эту...?", "А можно ли применить это в...?" и т.д., используя в вопросах выданную им же информацию. Во-вторых, в смежных (и не только) областях знаний всегда найдется что-то общее, похожее, что можно упомянуть (например, как-то с доктором биологических наук мы обсуждали строение цветка и пришли к системе ценностей по Аристотелю, это мне было ближе, поскольку я тогда еще свежо было воспиминание об экзамене по философии на канд.минимум). Ну а если некомпетентна в каком-то вопросе, лучше всего молча слушать, не влезвть с глупыми замечаниями и не перебивать, - получишь новую для себя информацию и прослывешь приятным и УМНЫМ собеседником
|