ИНСУЛЬТ
Прежде всего, инсульт требует много мужества от больного и много терпения и любви от его близких, потому что инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения - самое грозное заболевание сосудов головного мозга


  Ответ в темуСоздание новой темы

> Консультация логопеда, Нарушения речи при повреждении мозга
Алексей Викторович
Дата 23.06.2017 - 11:22
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Дорогие друзья! В этой теме вы можете получить консультацию по постинсультным нарушениям речи. Чтобы получить возможно полный ответ, указывайте, пожалуйста, следующую информацию:

- кем вы приходитесь пациенту;

- возраст пациента, его родной язык;

- правша или левша;

- образование и профессия;

- владеет ли другими языками и в какой степени;

- точный медицинский диагноз (можно посмотреть в выписном эпикризе);

- когда заболел;

- получал ли помощь логопеда и/или психолога;

- насколько пациент понимает обращенную к нему речь (примерные варианты: совсем не понимает / понимает только простую инструкцию ("дай руку", "садись" и т. д.) / понимает с трудом или не с первого раза / понимает полностью или почти полностью);

- насколько понятна его собственная речь (примерные варианты: вообще непонятна / понятны только отдельные слова / произносит только одно какое-то слово, слог или звук / пациент не говорит / непонятны отдельные слова / речь понятна, но имеются ошибки в согласовании слов в предложении (неправильные окончания слов) / речь понятна, но забывает или путает отдельные слова);

- может ли пациент писать и читать;

- общее поведение пациента: насколько активен, чем занимается большую часть времени, в каком настроении находится, насколько настроен на преодоление болезни, присутствует ли агрессия или неадекватное поведение и т. д.;

- состояние памяти, внимания, мышления (насколько рассеян, забывчив, путает ли последовательность действий при выполнении знакомых операций, может ли концентрироваться на чем-либо и т. д.);

- имел ли какие-либо нарушения речи до болезни;

- какими заболеваниями, кроме перенесенного инсульта, страдает или страдал в прошлом;

- какого результата от реабилитации вы и пациент ожидаете (примерные варианты: возвращение к трудовой деятельности / самостоятельное обслуживание себя в быту и общение в несложных ситуациях (в магазине, ЖЭКе, с соседями) / способность общаться с родными в быту, доступно для них выражать свои потребности).
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
jane64
Дата 23.06.2017 - 12:11
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Добрый день. С благодарностью воспользуюсь предложенной консультацией.
Муж, 1963 г.рожд., 25.12.2015 г-геморрагический инсульт по типу внутримозгового кровоизлияния в левой гемисфере с прорывом крови в желудочки.
Был полный парез правой стороны, афазия, дизартрия. Занятия с логопедом были в первые три месяца реабилитации, речь вернулась быстро.
На сегодняшний день реабилитация успешна - водит а/м с механ. коробкой, вернулся к работе. Осталась хромота и нарушена мелкая моторика правой руки. Вообще- в быту правую руку использует только при крайней необходимости.Все, что можно- делает левой. Речь вернулась, интелект сохранен.
Беспокоит- при эмоциональном напряжении (волнение, гнев) наступает как бы речевой ступор. Сначала заикается, и вовсе замолкает.
Иногда не может подобрать нужное слово.
Когда говорит быстро- может заменить слово другим, вообще не подходящим по смыслу. Причем сам это замечает.
В семье стараемся не подсказывать ему- ждем когда сам подберет нужное слово.
На работе знают о его болезни и относятся нормально, тем более, что он руководитель)) И сам он старается не волноваться и говорить не быстро.
Что еще мы можем делать дополнительно?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
Алексей Викторович
Дата 23.06.2017 - 18:04
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Здравствуйте. Судя по описанию, у Вашего мужа наблюдаются признаки акустико-мнестической афазии. В ее основе лежат две причины: нарушение слухоречевой памяти и ослабление ассоциативной связи между словом и зрительным образом того предмета, признака или действия, которое оно обозначает.

Соответственно, можно выделить две группы упражнений, направленных на ее коррекцию.

1. Упражнения на слухоречевую память. Они направлены на восстановление способности удерживать в памяти несколько слов, воспринятых на слух.

а) Вы называете подряд три не связанных по смыслу слова, Ваш муж запоминает и повторяет. Слова должны относиться к разным смысловым группам и отличаться по длине (например, «дом, рука, собака»). Постепенно увеличиваете количество слов.

б) Подбор антонимов и синонимов на слух. Вы так же называете слова, Ваш муж подбирает к ним антонимы и называет. Здесь можно начать с двух слов, затем по мере возможности увеличивать. Например, Вы: «Добрый, быстрый», он: «Злой, медленный». То же с синонимами. Вы: «Красивый, большой», Ваш муж: «Прекрасный, огромный». Если к слову можно подобрать несколько синонимов или антонимов, то следует называть все, которые придут в голову.

в) Запись под диктовку коротких предложений. В Вашем случае лучше попробовать начать с предложений, состоящих из трех слов, затем постепенно увеличивать их количество. Вы диктуете предложение целиком, Ваш муж записывает его, стараясь не переспрашивать. Здесь, конечно, могут быть трудности, связанные с нарушением моторики правой руки. Насколько целесообразно заниматься письменными упражнениями, решать, разумеется, Вам и Вашему мужу.

2. Упражнения, направленные на укрепление связи между образом предмета, его отличительными особенностями и словом, которое его обозначает.

а) Классификация предметов по зрительному образу. Подбираются изображения предметов (можно взять фотографии, главное, чтобы предмет достаточно четко выделялся из фона), и человек классифицирует их по тем или иным признакам. Предметы можно подбирать самые разные, как относящиеся непосредственно к жизни конкретного человека, связанные с его работой или хобби, так и любые из окружающей действительности. В Вашем случае изображения не обязательно распечатывать, можно вставить картинки в вордовский документ и перетаскивать их по странице мышкой.

Например, подбираются изображения, относящиеся к самым разным группам: деревья, мебель, животные, транспорт и так далее. И человек их распределяет, начиная либо с более общих признаков, либо с более частных. Например, сначала делит все предметы на живые и неживые, затем живые делит на растения и животных, неживые на транспорт, мебель и т. д. Затем делит животных, мебель и т.д. Либо наоборот, сначала группирует всех животных, всю мебель и т. д. и лишь потом доходит до деления на живое и неживое.

Здесь важно, чтобы в процессе выполнения задания человек проговаривал вслух названия предметов и их существенные признаки. Если возможно, хорошо взять лист бумаги и записывать классификацию. Например, пишет вверху слово «предметы». От этого слова отводит две стрелочки, под одной пишет «живые», под другой «неживые». Затем от слова «живые» опять две стрелочки – «растения» и «животные». Далее берет изображение, например, березы и перетаскивает его на экране компьютера в группу к растениям. А на листе бумаги от слова растения отводит стрелочку и записывает «береза», а под ней – ее существенные признаки, которые позволяют определить, что это именно береза. Например, «пятнистая». Затем к этому слову подбираются антонимы и синонимы. Например, антоним – «однотонная», синоним – «черно-белая».

Повторимся, записывать желательно, но не обязательно, а проговаривать – необходимо.

б) То же самое, но без изображений, а только с написанными названиями предметов.

в) Сравнение изображений двух похожих предметов, нахождение и проговаривание отличий между ними. Например, изображения петуха и курицы, кружки и стакана и т. д.

г) Чтение текста, в котором некоторые слова заменены изображениями этих предметов.

д) Чтение текста, в котором пропущены отдельные слова. Человек по контексту сам определяет нужное слово. Пример предложения: «В зале за столом на большом кожаном мягком … сидело трое гостей» (диване).

Надо оговориться, что начинать целесообразно с упражнений второй группы. Однако здесь многое зависит от того, как к ним отнесется Ваш муж. Многие люди негативно реагируют на подобные задания из-за их кажущейся простоты и ненужности, воспринимают их как возвращение в детский сад. Поэтому если он нормально отнесется к такой кропотливой работе, то начинать следует с заданий второй группы. Если же он не захочет их выполнять, следует отложить их и по возможности вернуться к ним позже.

Что касается ступора и заикания при эмоциональном волнении, то можно предположить, что это происходит именно из-за невозможности быстро подобрать нужные слова. Возможно, что это не заикание, а запинки несудорожного характера. В любом случае здесь можно порекомендовать только избегать ситуаций волнения.

PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
IlyaUV
Дата 23.06.2017 - 18:39
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Здравствуйте.
Отец,61 год, 15.04.2017 случился ишемический инсульт в правом полушарии мозжечка в ВББ справа,он в ясном уме,разговаривает севшим голосом. У меня вопрос по поводу псевдобульбарного синдрома,надеюсь Вы сможете что-то подсказать. Он не глотает спустя 70 дней,для него это основная проблема(нарушение вестибулярного аппарата его не так пугает и деморализует). Что именно нарушено,нам так никто и не сказал,кто-то говорит,что гортанный нерв,кто-то про провисшее небо. Рвотного рефлекса у него нет,я давил карандашом на корень языка и реакции никакой. В тоже время он каждый день тренирует глотательный рефлекс с помощью еды(манная каша,протёртая еда,густой консистенции,йогурты,но манка лучше всего по его словам подходит),он часть глотает,а остальное сплёвывает(слюну он постоянно сплёвывает в миску). Долгое время давал ему курагу завёртную в марлю,но кроме удовольствия она мало толку приносит. Жуёт финики,курагу,инжир,но всё сплёвывает,тут понятно,что на этом тренироваться глотать опасно,но хотябы удовольствие от вкуса во рту получает. Аспирации не возникает,тоесть он каким-то образом чувствует,что еда пойдёт не туда и сплёвывает,но почему этот болюс проглатывается не постоянно или вообще не глотается в какие-то моменты,нам не понятно. Делает периодически артикуляционную гимнастику,надувает шарик,но нет системы,говорит от самочувствия всё зависит,когда лучше,тогда и занимается(он сам бывший врач,с ним тяжело в этом плане,мол он лучше знает свой организм и делает всё для восстановления,тут спору нет,после обширного инсульта,он уже сам с ходунками ходит и постоянно вертикализируется). Вопрос в следующем,чем можно ещё помочь в плане глотания? гимнастика,массажи,какие-то приборы? Из лекарств сейчас энцефабол 3р в день и кардиомагнил 1р в день. До этого был мексидол(1.5 месяца),кортексин 10 дней уколы(после выписки дома прокололи),церетон 15 дней,закончили 3 дня назад и после начали энцефабол(суспензию добавляю в шприц и даю в зонд).
Буду благодарен за Вашу консультацию. Спасибо.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
jane64
Дата 23.06.2017 - 21:48
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Цитата
Алексей Викторович

Большое спасибо. Многое из этого мы делаем (антонимы, синонимы например).
Еще сканворды отгадываем, тоже польза)))
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
Алексей Викторович
Дата 24.06.2017 - 13:12
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Здравствуйте. По Вашему описанию можно предположить, что у Вашего отца ротоглоточная дисфагия, видимо, как Вам и сказали, из-за поражения гортанного нерва (провисшее небо – следствие его поражения).

Для диагностики дисфагии назначается рентгеноскопия процесса глотания (видеофлюроскопия). Помимо прочего этот метод позволяет определить, какой этап акта глотания нарушен и какой консистенции пища проглатывается легче. Также проводят манометрию и назоэндоскопию.

Для лечения и коррекции дисфагии применяются следующие основные методы:

1. Физиотерапия. Существуют аппараты электротерапии, созданные специально для лечения дисфагии. На переднюю поверхность шеи и лицо накладываются электроды и проводится стимуляция. Физиотерапия имеет свои противопоказания, поэтому назначать и проводить ее должен только врач при очном наблюдении.

2. Упражнения. Артикуляционная гимнастика: язык высунуть максимально вперед, задержаться на 5 секунд, убрать язык. Отдохнуть несколько секунд. Повторить 5 – 7 раз. То же самое, только язык высовывать вверх к носу (так же 5 – 7 раз), затем вниз к подбородку, затем в стороны. То же самое, но с сопротивлением: Ваш отец пытается высунуть язык, Вы или он сам держите перед языком ложку, слегка сопротивляясь. Открыть рот максимально широко, держать 5 секунд, закрыть рот, отдохнуть несколько секунд, повторить 5 – 7 раз. То же с сопротивлением: Ваш отец пытается открыть рот, Вы или он сам осторожно придерживаете подбородок ладонью, слегка сопротивляясь. Во время выполнения упражнений должно чувствоваться напряжение, но не боль.

3. Массаж. Методы и приемы в основном те же, что и при коррекции дизартрии. Массируются мышцы лица и ротовой полости. Желательно, чтобы проводил логопед.

4. Диета и сенсорная стимуляция. Подбирается оптимальная для конкретного человека консистенция пищи: жидкая, загущенная жидкость, пюреоборазная или плотная. Сенсорная стимуляция проводится с целью стимулировать глотательный рефлекс. Для этого подбирается пища определенной температуры (теплая или прохладная), определенного вкуса и запаха, иногда перед приемом пищи проводят стимуляцию мышц языка надавливанием на него шпателем или ложкой. В некоторых случаях более длительное выполнение жевательных движений улучшает проглатывание.

5. Применение специальных поз при глотании. Существует несколько основных поз, упрощающих глотание: голова повернута в сторону, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад. НО! Выбор позы зависит от того, какой этап акта глотания нарушен. Поэтому необходимо сначала выяснить это с помощью рентгеноскопии. Подбор позы опытным путем может быть небезопасен.

6. Применение глотательных техник. Существует 4 основных глотательных техники:

а) пациент делает глубокий вдох, задерживает дыхание, глотает и сразу намеренно кашляет;
б) то же самое, но голова слегка наклонена вперед;
в) пациент напрягает все мышцы глотки и проглатывает с усилием;
г) пациент кладет руку на выступ гортани (кадык), делает глотательное движение и сознательно задерживает кадык в верхнем положении на 2 – 3 секунды, затем опускает.

Все техники отрабатываются сначала без пищи. Излишки слюны перед выполнением сплевываются, но во рту не должно быть сухо.

7. Хирургическое лечение. Применяется при определенных видах дисфагии, либо когда консервативное лечение и коррекция не дают результата.

Следует подчеркнуть, что все сказанное выше дано исключительно с информационной целью. Любое применение описанных методов возможно только по назначению врача после очного осмотра. Самостоятельное применение может быть небезопасным.

Таким образом, в Вашей ситуации необходимо обратиться к врачу-гастроэнтерологу с жалобой на дисфагию после перенесенного инсульта. Он назначит обследование и лечение. Поскольку в Вашем случае значительные проблемы с глотанием сохраняются на 70 день, во избежание осложнений целенаправленное лечение нужно обязательно.

Если лучше всего проглатывается манка, то готовьте ее, добавляйте в нее в небольшом количестве фруктовые и овощные пюре. Можно попробовать другую пищу довести до консистенции манки. Здесь, конечно, желательна консультация диетолога. Следите, чтобы Ваш отец получал с едой достаточное количество воды, чтобы не было обезвоживания.

Насчет аспирации надо иметь в виду, что в большом числе случаев аспирация небольших частиц проходит бессимптомно или почти бессимптомно с едва заметным увеличением слезотечения и так же может приводить к развитию пневмонии.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
Алексей Викторович
Дата 5.02.2018 - 17:31
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Опубликована статья "Как помочь своему близкому восстановить речь". В самое ближайшее время она будет дополнена конкретными материалами, которые можно использовать в работе по восстановлению речи.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
alexei
Дата 15.02.2018 - 19:29
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Доброго времени суток

20.09.2017 у моей бабушки случился инсульт. Обширный, ишемический с гем. пропитыванием. Нашёл её поздно, спустя часов 10-15.

Бабушке 86 лет (на вид давали 70, бегала на дачу, в 82 была председателем ТСЖ);
правша;
работала учителем русского языка и литературы;
других языков не знает;

логопед или психолог не осматривал;

Основной диагноз по выписке:
ОНМК: ишемический в бассейне правой среднемозговой артерии, левосторонняя гемиплегия, гемигипестензия, сенсомоторная афазия.
Сопутствующий:
Гипертоническая 3й ст., ангиосклероз сосудов сетчатки, незрелая возрастная катаракта.

Не по выписке:
4 месяца отсутствовал глотательный рефлекс. На зондовом питании через нос. Сейчас начала немного, через день-два, есть детское питание.
Немного двигает левой ногой, один раз даже согнула колено. Левая рука иногда дёргается и сгибается при чихании.

Бабушка не говорит. Иногда она ворочает языком, но часто нижняя челюсть и язык отвисают и она рукой запихивает язык обратно.

Бабушка понимает чужую речь, хотя с большим трудом. У неё всегда был плохой слух, а за пару месяцев до инсульта он очень ухудшился. Она точно понимает простые предложения. Отвечает знаками да\нет, но не всегда. Расстраивается после неосторожных фраз некоторых затупков.
Пару раз бабушка пыталась писать, но вышли каракули. Страшно расстроилась из-за этого.
Вообще, рука большую часть времени - в толстой варежке, чтобы бабушка не выдернула зонд.
Купил кубики с буквами - она вроде пыталась что-то составить. Выбрала буквы "Б" и "О", поставила рядом, затем очень долго что-то искала, расстроилась, всё рассыпала. Теперь не обращает на кубики внимание или отпихивает их.

Может ли бабушка читать уже написанное - не знаю. Непонятно даже, что с её глазами. Иногда она по нескольку дней их не открывает. Иногда не видит с открытыми глазами, шарит руками на ощупь. Один раз за всё время смотрела телевизор.
До инсульта была сильная дальнозоркость.

- общее поведение пациента: насколько активен, чем занимается большую часть времени, в каком настроении находится, насколько настроен на преодоление болезни, присутствует ли агрессия или неадекватное поведение и т. д.;

Большую часть времени бабушка спит. Иногда не просыпается несколько дней подряд. Первое время она очень волновалась, когда мы приходили в больницу, когда звонил телефон, когда видела фотографии. Потом перестала. Сейчас или вообще ни на что не обращает внимание, или рыдает, порывается встать, что-то пытается сообщить, но что - непонятно.

- какого результата от реабилитации вы и пациент ожидаете (примерные варианты: возвращение к трудовой деятельности / самостоятельное обслуживание себя в быту и общение в несложных ситуациях (в магазине, ЖЭКе, с соседями) / способность общаться с родными в быту, доступно для них выражать свои потребности).

Да любого!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
Алексей Викторович
Дата 19.02.2018 - 18:01
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Здравствуйте. Судя по описанию, работу над речью целесообразно вести пока по двум направлениям: восстановление понимания чужой речи и преодоление дизартрии, о наличии которой говорят проблемы с глотанием и вялый паралич языка.

Восстановление понимания можно попробовать начать с самых простых заданий: показ двух изображений, предметы на которых сильно отличаются друг от друга. При этом названия этих предметов также должны отличаться: одно название должно быть коротким и состоять из одного слога, а название другого – из двух и более. Например, дом и птица. Просим показать предмет с более коротким названием, чтобы человеку было проще воспринять его на слух: «Покажи дом». Если человек справляется, можно переходить к более сложным: показывать два схожих предмета, два предмета с похожими названиями, просить показать предмет с более длинным названием, увеличивать число показываемых картинок, использовать сюжетные картины с коротким (два – три предложения) рассказом к ним (читаем рассказ, просим выбрать одну из двух-четырех картин).

Способность читать можно попробовать проверить попросив подобрать подпись к картине: показываем две картины, название одной из них (из двух – четырех букв) распечатываем на отдельной полоске бумаги. Просим внимательно посмотреть на надпись, затем показываем на картины, спрашиваем: «Что из этого?». Если не получилось с первого раза, следует попробовать на следующий день. Если не получается, предлагаем: «Давай прочитаем вместе». Показывая пальцем на слово, читаете сами вслух, например: «Дом». Затем, показывая картины, спрашиваете: «Где дом?». Если получается, раскладывание подписей к картинам можно включить в список постоянных упражнений.

Некоторые материалы для первых занятий можно скачать здесь.

Вас не должно смущать то, что она расстраивается и отказывается выполнять задания. Это закономерно и типично. От близких требуется много терпения и моральных сил, чтобы постоянно подбадривать и поддерживать больного человека, убеждая его заниматься. Некоторая сложность заключается в том, чтобы подобрать оптимальные по сложности задания, потому что слишком легкие могут вызвать раздражение больного человека, что его заставляют выполнять «детские» задания, а слишком сложные – расстроить. Также важно не брать для занятий изображения, явно предназначенные для детей. Перед каждым занятием следует провести короткую беседу, например: «Давай попробуем позаниматься. Начнем с того, что полегче. Если получится, перейдем к сложному». Пытаясь убедить заниматься, следует проявлять разумную настойчивость, но с уважением относиться к отказу, не обижаясь и не показывая негативных эмоций.

Преодоление дизартрии можно начать с массажа лица, языка, мягкого нёба. Конечно, лучше, чтобы этим занимался специалист, но можно с осторожностью попробовать самим, если нет противопоказаний. Основные противопоказания – это воспалительные заболевания полости рта (стоматит, гингивит и другие), заболевания кожи лица, простудные заболевания, повышенная температура тела, а также просто плохое самочувствие. Перед массажем также необходимо рассказать больному человеку, что вы собираетесь делать и спросить его согласия. Если во время массажа человек показывает выраженный дискомфорт, следует прекратить.

Проблемы со зрением могут быть вызваны как дальнозоркостью, катарактой и заболеванием сетчатки, так и быть последствием инсульта. Поэтому, демонстрируя бабушке материал во время занятий, убедитесь, что он находится в поле ее зрения и используйте очки.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
Алексей Викторович
Дата 11.12.2021 - 06:17
Цитировать сообщение
Репутация: нет
Группа логопедической и психологической поддержки для людей с афазией и их близких. Бесплатные консультации онлайн, групповые занятия и встречи по видеосвязи https://vk.com/aphasiahelp
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
Oxxana
Дата 29.12.2021 - 06:05
Цитировать сообщение
Репутация: нет
И как вам сотрудничество с доктором ?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
  Быстрый ответ
Информация о Госте
Введите Ваше имя
Кнопки кодов
Для вставки цитаты, выделите нужный текст и
НАЖМИТЕ СЮДА
Введите сообщение
Смайлики
:huh:  :o  ;) 
:P  :D  :lol: 
B)  :rolleyes:  <_< 
:)  :angry:  :( 
:unsure:  :blink:  :ph34r: 
:oops:  :offtop:  :loll: 
     
Показать всё

еще смайлики

Опции сообщения  Включить смайлики?
 Включить подпись?
 
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темы

 



[ Время генерации скрипта: 0,0329 ]   [ Использовано запросов: 14 ]   [ GZIP включён ]

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.insult.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА


Безорнил - средство лечения геморроя Болюсы Хуато. Восстановление после инсульта Мастопатия: все о лечении мастопатии без операции Rambler's Top100 Кодекс этики врачей Рунета