> Теория Инь-Ян и У-Син
ChinaDoc
Дата 2.06.2008 - 18:53
Цитировать сообщение
Offline



Administrator
**

Профиль
Журнал
Группа: Администраторы
Сообщений: 375
Пользователь №: 1
Регистрация: 8.04.2005
Репутация: нет





Теория Инь-Ян

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами.


Мудрецы древнего Китая говорили: "Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца". Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян, символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь, символизирующей женское начало, тьму, покой, холод.


Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.


Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.


Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

всё существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.)
Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы.
Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д.




Человеческий организм также разделяется на две противоположности:


Ян - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов, Чи;
Инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.


Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и при определённых условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти.

Противоположность двух начал Ян и Инь является относительной и определяется только сравнением: ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к Ян или Инь в зависимости от их взаимного расположения и функций.

При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезёнки и т.д.).

Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила её развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определённой функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушение равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере

Взаимопревращение Ян и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое понижение температуры, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, т.е. развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение.


Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание, взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимопревращаемость создают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.


Теория У-Син

В китайской космологии сила Ян соответствует Небу и творческому началу, а сила Инь - Земле и принципу сохранения. Человек образует с Небом и Землёй как бы союз трёх сил мироздания и этой космической триадой объясняется каждый момент бытия. Древние китайцы различали три силы Неба (солнце, луна, звёзды),три силы Земли (вода, огонь, ветер) и три силы человека (семя, энергия, дух). По принципу трёх сил разделяется и тело человека: верх (голова), середина (руки) и низ (ноги); три части лица (лоб, щёки, подбородок), три сустава конечностей и т.д.
Процесс творения мира представлялся китайцами в виде последовательного деления первозданного Хаоса. Таким образом, из хаотического единства бытия появляются начала Ян и Инь, а из них выходят, так называемые, “четыре явления”, которые считались символами четырёх сторон света и четырёх времён года, а в человеке - четырёх конечностей. Затем из “четырёх явлений” появляется пяти-частная структура, соотносимая с пятью “первоэлементами”:деревом, огнём, землёй, металлом, водой.. В таком порядке первоэлементы “порождают” друг друга, а в порядке “взаимного вытеснения” они располагаются: дерево, земля, вода, огонь, металл.

Теория У-Син - или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме. Сама теория, будучи метафизической и архаичной, дает возможность понять традиционную восточную медицину.
Эта теория постулирует, что все во вселенной состоит из пяти первоэлементов, которые являются основой всего материального мира. К ним относятся дерево, огонь, земля, металл и вода, которые находятся в динамическом равновесии и взаимосвязи. Это определяет состояние их непрерывного движения и изменения (Син - движение). Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности.
Дерево символизирует рост и развитие и объединяет предметы и явления как быстрая изменчивость, кислый вкус, зеленый цвет и др.
Огонь символизирует период максимального развития и характеризуется высокой температурой, движением вверх, красным цветом, горьким вкусом.
Земля символизирует период зрелости, обладает влажностью, сладким вкусом, желтым цветом.
Металл соответствует периоду начала увядания и характеризуется сухостью, острым вкусом, белым цветом.
Вода характеризуется наименьшей активностью, текучестью, соленым вкусом, черным цветом.
Внутри каждого предмета происходит выделение первоэлементов.
Например, в годовом цикле дерево соответствует весне, огонь - лету, металл - осени, вода - зиме, а земля - астрономической середине года - точке летнего солнцестояния (“вечному лету”). В пределах суток пять стихий относятся соответственно к восходу, полудню, “склонению” солнца на запад, заходу и полуночи.
В организме человека (и любого живого существа) также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: к категории Дерево относятся Печень и Желчный пузырь; к категории Огонь сердце, тонкий кишечник, Перикард, Три части туловища; к категории Земля относят Селезенку - поджелудочную железу, к категории Металл относят Легкие и Толстый кишечник, к категории Вода относят Почки и Мочевой пузырь. К таким же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки первоэлементов, т.н. античные точки.

В китайской космологии сила Ян соответствует Небу и творческому началу, а сила Инь - Земле и принципу сохранения. Человек образует с Небом и Землёй как бы союз трёх сил мироздания и этой космической триадой объясняется каждый момент бытия. Древние китайцы различали три силы Неба (солнце, луна, звёзды),три силы Земли (вода, огонь, ветер) и три силы человека (семя, энергия, дух). По принципу трёх сил разделяется и тело человека: верх (голова), середина (руки) и низ (ноги); три части лица (лоб, щёки, подбородок), три сустава конечностей и т.д.
Процесс творения мира представлялся китайцами в виде последовательного деления первозданного Хаоса. Таким образом, из хаотического единства бытия появляются начала Ян и Инь, а из них выходят, так называемые, “четыре явления”, которые считались символами четырёх сторон света и четырёх времён года, а в человеке - четырёх конечностей. Затем из “четырёх явлений” появляется пяти-частная структура, соотносимая с пятью “первоэлементами”:деревом, огнём, землёй, металлом, водой.. В таком порядке первоэлементы “порождают” друг друга, а в порядке “взаимного вытеснения” они располагаются: дерево, земля, вода, огонь, металл.
Взаимодействия между пятью первоэлементами


Все предметы и явления, как было сказано выше, подчинены определенным закономерностям, которые характеризуются непрерывным движением, сменой фаз, что играет важную роль в процессах приспособляемости организма к условиям внешней среды. В теории У-Син между пятью первоэлементами существуют следующие отношения:
1. Стимулирующие;
2. Угнетающие;
3. Избыточно стимулирующие (гиперстимулирующие);
4. Избыточно угнетающие (гиперугнетающие);
5. Обладающие обратной стимуляцией;
6. Обладающие обратным угнетением;
Эти связи бывают:
· нормальные - стимулирующие (способствующие возникновению и развитию) и угнетающие (ограничивающие) связи;
· патологические - избыточные (гиперстимулирующие, гиперугнетающие избыточно угнетающие) и связи, оказывающие обратно угнетающие действия (ослабление) и обратно стимулирующее действие.
1.Стимулирующие связи. Под эти подразумевается связь при которой каждый элемент воздействует стимулирующим образом на последующий за ним. Это эволюционная связь, способствующая возникновению и развитию (Шен). Последовательность стимуляции такова: Дерево стимулирует Огонь, Огонь стимулирует Землю, Земля стимулирует Металл, металл стимулирует Воду, Вода стимулирует Дерево. Эту связь часто называют "Отец-сын" или "Мать-дочь". Такая стимуляция существует в физиологии и объясняет взаимные связи между внутренними органами - висцеро-висцеральные связи (рис. 2, связь по кругу).
2.Угнетающие связи. Под этим подразумевается сдерживание и ограничение (Ге). Последовательность этих связей следующая: Дерево угнетает Землю, Земля угнетает Воду, Вода угнетает Огонь, Огонь угнетает Металл, Металл угнетает Дерево 9 (рис. 2, связь через элемент). Такую связь часто называют "Бабушка-внучка" или "Дед-внук".
Во взаимосвязи между предметами и явлениями в окружающем мире обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи, т.к. без стимулирования не было бы развития, а рост без ограничения может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, благодаря тому, что стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, поддерживается необходимое равновесие, обеспечивающее нормальное развитие, т.е. гармонию.
3.Гиперстимулирующее воздействие. Если какой-либо орган избыточно активен, что наблюдается при патологии, то он также обладает и гиперстимулирующим действием. Например, при дискинезии желчного пузыря (Дерево) происходит усиление перистальтики тонкого кишечника, боли в области сердца (Огонь), при воспалении поджелудочной железы (Земля) усиливается перистальтика толстого кишечника (Металл), сопровождаемая диспепсическимявлениями.
4. Гиперугнетающее воздействие. Также наблюдается при избыточной активности какого-либо органа и может возникать одновременно с гиперстимуляцией в направлении угнетающего действия. Например, при остром холецистите (Дерево) угнетается поджелудочная железа (Земля), что приводит к снижению ее функций.
5. Обратная стимуляция - стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент достаточно силен "сын" и он оказывает обратное воздействие на "отца". Например, при острых панкреатитах (Земля) возникают нарушения в работе сердца (Огонь), сопровождаемые, болями тахикардией, угнетением психики.
6.Обратное угнетение - угнетение в противоположном направлении. Например, при острых панкреатитах (Земля) может снизится перистальтика желчного пузыря (Дерево), что может привести к застоям желчи, запорам.
Обратно угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия.
Например, если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если первоэлемент дерево недостаточен, то он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.
На основе концепции “мать - сын” применяется лечение, позволяющие усилить или ослабить поток энергии в соответствующем меридиане, где эта энергия нарушена.
Если возникла патология, то рассматриваются три первоэлемента (меридиана):
1.С нарушенной энергией;
2.Предыдущий ему;
3.Следующий за нарушенным.
Например, если в меридиане Мочевого пузыря (вода) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на меридиан “сын” Желчного пузыря (дерево) или на меридиан “мать" Толстого кишечника.
. Теория У-Син применялась для классификации природы, органов, эмоций, для объяснений, происходящих в человеческом организме физиологических и патологических взаимодействий, чтобы провести диагностику и назначить лечение. Знание этой теории позволяет понять традиционную восточную медицину и убедиться в правильности её положений.
Некоторые соответствия пяти первоэлементам, которые ассоциируются с человеком и явлениями природы, приведены ниже.

Взаимосвязь первоэлементов с предметами и
явлениями по теории У-Син
[dohtml]
<P align=center>
<TABLE cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1>
<TBODY>
<TR>
<TD vAlign=top width=203>
<DIV>&nbsp;</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=95>
<DIV><B>Дерево</B></DIV></TD>
<TD vAlign=top width=104>
<DIV><B>Огонь</B></DIV></TD>
<TD vAlign=top width=88>
<DIV><B>Земля</B></DIV></TD>
<TD vAlign=top width=92>
<DIV><B>Металл</B></DIV></TD>
<TD vAlign=top width=85>
<DIV><B>Вода</B></DIV></TD></TR>
<TR>
<TD vAlign=top width=203>
<DIV>Пять Чжан органов</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=95>
<DIV>Печень</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=104>
<DIV>Сердце</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=88>
<DIV>Селезёнка</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=92>
<DIV>Лёгкие</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=85>
<DIV>Почка</DIV></TD></TR>
<TR>
<TD vAlign=top width=203>
<DIV>&nbsp;</DIV>
<DIV>Шесть Фу органов</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=95>
<DIV>Желчный пузырь</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=104>
<DIV>Тонкий<BR>кишечник,</DIV>
<DIV>тройной обогреватель</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=88>
<DIV>Желудок</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=92>
<DIV>Толстый кишечник</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=85>
<DIV>Мочевой пузырь</DIV></TD></TR>
<TR>
<TD vAlign=top width=203>
<DIV>Пять органов чувств ”окна”</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=95>
<DIV>глаза</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=104>
<DIV>язык</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=88>
<DIV>рот</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=92>
<DIV>нос</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=85>
<DIV>уши</DIV></TD></TR>
<TR>
<TD vAlign=top width=203>
<DIV>Пять эмоций</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=95>
<DIV>гнев</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=104>
<DIV>радость</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=88>
<DIV>раздумье</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=92>
<DIV>печаль</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=85>
<DIV>страх</DIV></TD></TR>
<TR>
<TD vAlign=top width=203>
<DIV>Пять времён года</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=95>
<DIV>весна</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=104>
<DIV>лето</DIV></TD>
<TD vAlign=top width=88>
<DIV>солнце-стояние</DIV></TD>
<TD vAl
PMПисьмо на e-mail пользователю
39/11486    Для быстрой цитаты из этого сообщения выделите текст и нажмите сюда
  Быстрый ответ
Кнопки кодов
Для вставки цитаты, выделите нужный текст и
НАЖМИТЕ СЮДА
Введите сообщение
Смайлики
:huh:  :o  ;) 
:P  :D  :lol: 
B)  :rolleyes:  <_< 
:)  :angry:  :( 
:unsure:  :blink:  :ph34r: 
:oops:  :offtop:  :loll: 
     
Показать всё

еще смайлики

Опции сообщения  Включить смайлики?
 

Опции темы

 



[ Время генерации скрипта: 0,0263 ]   [ Использовано запросов: 14 ]   [ GZIP включён ]


Безорнил - средство лечения геморроя Болюсы Хуато. Восстановление после инсульта Мастопатия: все о лечении мастопатии без операции Rambler's Top100 Кодекс этики врачей Рунета