Комплексный подход в терапии детских страховОсвобождение от болезненного состояния происходит тогда, когда
ребенок чувствует себя принятым и понятым. Эмпатия и принятие дают
ребенку возможность усилить самого себя и
выявить свой уникальный потенциал. Различные виды арт-терапии («терапии искусством») через движение, рисование, живопись, музыку, импровизацию стимулируют личностный рост
ребенка, его психическое развитие и оздоровление.
Движение в сочетании с осознанием открывают глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии, формы или словесных ассоциаций, а может быть даже невербальными способами общения: жестом, мимикой, пантомимикой. Как только
ребенок осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации.
Психогимнастика, тематические рисунки, ролевые сценки, релаксация с использованием музыкотерапии помогают
выявить психологические конфликты
детей с окружающими и внутриличностные конфликты, что трудно осуществить в беседе. Образы, цветовая гамма в рисунках на свободную тему, в спонтанных рисунках и в музыкорисовании, в психогимнастике и релаксации отражают подсознательные процессы психики (страхи, фантазии, нарушение эмоционально-волевой сферы, конфликты и межперсональные установки, фрустрированные потребности).
Через музыкотерапию, психогимнастику и рисунки происходит самоосознание и высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей (невербальные коммуникации могут с
большей вероятностью избежать сознательной оценки и критики).
Для эффективного преодоления
страхов у
детей можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей
ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для
ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания
детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает
ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет
ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.
Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и
страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их
коррекция, если они уже входят в характер
ребенка.
Необходимо отметить и такой способ
коррекции страхов, как
сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у
детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к
ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы
ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть
страх. Для
этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей
ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на
ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции,
выявить внутренние конфликты и затруднения. Во
время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами
ребенок учится разряжать свои
страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Еще один способ
коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают
ребенка, расслабляя и отвлекая его от
страха.
Новизна ситуации с использованием музыки облегчает освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции. Психогимнастика обогащает эмоциональный опыт
ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности в отношении вероятных эмоциональных и социально- психологических стрессов.
Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает
ребенка от
страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.
Ароматерапия – этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании
страхов, прослушивании музыки и т.д. Ароматерапия нормализует психическое состояние
ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости
ребенка вредным воздействиям окружающей среды.
Системный подход в арт-терапии
детских страхов – один из наиболее эффективных методов. Какие бы методы
коррекции ни были выбраны (один или несколько), они принесут только пользу
ребенку. Легче
предупредить развитие патологических
страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых. Использование данных методов для профилактики и
коррекции детских страхов поможет
ребенку легче пройти возрастную обусловленность
страхов и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.
источник
http://psi911.boom.ru/strax4.htm
Просто деньги. Просто квартиры.
www.makler4you.ru