Версия для печати |
Журналы: Аптекарша -> Аутичные записки |
30 июля 2010 |
16:17 Новое слово в искусстве расставания с |
Новое слово в искусстве расставания с деньгами Один из ведущих мировых специалистов по поведенческой экономике, профессор Массачусетского технологического института в Кембридже Дан Ариэли (Dan Ariely) изучает механизмы принятия решений. В 2002 году Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky) получили Нобелевскую премию за развенчание мифа о логике, на основе которой мы делаем выводы. Дан Ариэли продолжил исследовать факторы, влияющие на наши рассуждения. Он утверждает, что человек — существо иррациональное и что наш алогизм вполне предсказуем. Его бестселлер, переведенный на 24 языка, так и называется: «Предсказуемо иррационален: скрытые силы, влияющие на наше поведение». Поведенческую психологию Ариэли называет «социальной инженерией». Его опыты просты и наглядны. К примеру, группа респондентов вслепую пробует вина разных сортов. Чем дороже вино, тем меньше оно нравится. Но стоит человеку увидеть этикетку, как результаты меняются на противоположные. Это не просто самообман — магнитно-резонансная томография мозга подтверждает, что мы получаем бóльшее наслаждение от дорогого вина. Ожидание само претворяет себя в жизнь: тело начинает вырабатывать химические вещества, которые готовят нас к определенным ощущениям. При этом важны именно ощущения, тогда как вкус вина играет второстепенную роль. Реакции нашего организма обусловлены не только материальными раздражителями, но и сопутствующими переживаниями, а также жизненным опытом. Именно поэтому отсутствие кофеина в кофе не отражается на его бодрящем действии, если мы не знаем о подвохе, а тот же кофеин, тайком добавленный в апельсиновый сок, не производит ни малейшего эффекта. Так происходит каждый раз, когда от тела требуется прореагировать на что-либо. Обезболивающее в знакомой упаковке действует ничуть не хуже, если в действительности это всего лишь витамин C. Но если кардинально снизить цену, эффективность плацебо снизится наполовину. В очках с этикеткой Армани люди демонстрировали лучшие результаты в тесте на чтение, хотя на самом деле эти очки ничем не отличались от тех, что без этикетки. Реклама построена на том же принципе: она не просто побуждает вас купить товар, а меняет наслаждение от него во время пользования. На пробах вслепую практически никто не может отличить пепси-колу от кока-колы, зато, увидев знакомые бутылки, большинство утверждает, что кока-кола вкуснее. Ассоциации и воспоминания влияют на нас больше, чем ингредиенты. По аналогичным причинам, покупка в кредит доставляет человеку намного меньше неприятных ощущений, чем расставание с наличными. Так что, если вы хотите сэкономить, запасайтесь купюрами, а если хотите насладиться едой в ресторане, платите кредитной карточкой. В случае сложного выбора Дан Ариэли рекомендует просто кидать монету. Если вы колеблетесь между двумя вариантами, возможно, различие между ними ничтожно мало? А монета, по крайней мере, определит вам предельный срок, что уже плодотворно. «Как правило, наша логика ничем не лучше монеты. Решение о выборе партнера по жизни мы обдумываем больше всего, а итоговая ошибка составляет 50 % — по числу разводов». Однако поведенческая экономика, или «психология денег», не ограничивается частными случаями. В отличие от многих других наук, она готова дать ответ на самый главный вопрос: что делает нас счастливыми? Все исследования, говорит Дан Ариэли, показывают, что для счастья, конечно, нужны кое‑какие деньги, но намного меньше, чем кажется. «Если бы мы понимали, сколько лет жизни тратим на накопление денег и какой незначительный вклад они вносят в наше счастье, — уверен, мы вели бы себя совершенно иначе». Прежде всего, мы по-другому оценивали бы свою зарплату. Большинство полагает, что высокий оклад сделает их счастливее. Ошибка! К любой зарплате быстро привыкают. Повышение производит лишь временный эффект, который быстро сходит на нет. Самое важное в вашей зарплате — то, насколько она выше, чем у вашего окружения. 40 000 $ в месяц, если коллеги получаю меньше, — предпочтительнее, чем 50 000 $, если это минимум в вашей сфере деятельности. И все равно многие выбирают второй вариант, хотя первый сделал бы их счастливее. Так уж человек устроен, он «индексирует» счастье только в сравнении с другими. Интуиция подсказывает: важно то, что есть у меня самого. Но что‑то внутри не дает покоя: важно то, что есть у них. Когда американское Управление ценных бумаг потребовало от компаний отчетов по зарплатам топ-менеджеров, оно полагало, что людям станет стыдно. В представлении чиновников, астрономическая сумма, выставленная напоказ, должна была вогнать директорат в краску и поставить высшее начальство в неудобное положение перед публикой. Однако случилось обратное: оклады высшего звена выросли втрое, поскольку генеральные директора начали сравнивать зарплаты между собой. Такой подход наносит прямой ущерб обществу. Потребность иметь больше, чем другие, часто противоречит интересам всех, а значит, и моим собственным. Как же быть? Разумеется, мы не в силах преодолеть свою тягу к сравнению, однако вполне можем организовать себе правильное окружение. В таком случае, наши запросы и желания наших детей вольются в позитивное русло и не станут причиной несчастий, которых не счесть в обществе больной конкуренции. Но что делать с деньгами, которые все равно остаются главным мерилом успеха? Один мой студент, рассказывает Дан Ариэли, провел такой опыт. Он раздавал людям деньги: одним — просто так, а других просил купить кому-нибудь подарок на эту сумму. Так вот, все те, кто выполнил его просьбу, чувствовали себя счастливее «везунчиков», оставшихся при деньгах. Это чувство сохранялось у них даже через год. Те же результаты мы зафиксировали в одной бостонской фирме, выдавшей своим сотрудникам в конце года по несколько тысяч долларов в виде бонуса. Сухая статистика весьма убедительно продемонстрировала: люди, отдавшие деньги, через восемь месяцев чувствовали себя счастливее и дома, и на работе. Отсюда следует один вывод: деньги доставляют нам больше радости, если мы используем их на благо другим. И все же эти розовые мазки не могут оживить печальную картину современного общества, в котором воровство и обман оцениваются в зависимости от обстоятельств. Дан Ариэли приводит в пример анекдот о маме, которой звонят из школы и сообщают, что ее сын украл у товарища карандаш. — Разве этому я тебя учила!? — кричит она, когда сын возвращается домой. — Если тебе нужен карандаш, только попроси, и папа принесет из офиса сколько хочешь! Чем дальше от первичного, «наличного» эталона, тем легче стать вором. В отрыве от денег всегда можно найти объяснения своему поступку. Например: «У меня тоже украли ручку, и не одну. Так что эта послужит мне для работы, даже дома». Зато в отношении наличных денег уже не найдешь себе отговорку. Именно так и начался экономический кризис. Всевозможные деривативы напускают такой туман, что с ними нетрудно производить чересчур вольные операции. Обеспеченные долговыми обязательствами облигации представляются чем-то весьма отвлеченным. Мы до сих пор не знаем, какова их реальная цена. Допустим, в вашем распоряжении 80 формул, чтобы ее подсчитать. Разве вы не выберете из них ту, которая вам удобнее? Исследования показывают, что больше всех обманывают банкиры. Люди с высоким коэффициентом умственного развития воруют больше; люди творческого склада воруют намного больше. Но есть и другая сторона медали. Многие готовы писать открытые программные коды, создавать бесплатные программы и часами просиживать над статьями для Википедии. Люди хорошо работают, когда им платят, и работают еще лучше, не получая никакой оплаты. Боссы ошибаются, полагая, что деньги — это единственный стимул для их подчиненных. Намного важнее значение работы, которую я выполняю, чувство, что она моя, и гордость за нее. Открытый код придает людям смысл, их имя навсегда останется в сердцах пользователей, и этого у них никто не отнимет. Таким образом, положительная роль в обществе более важна для человека, чем пополнение личного счета. Помощь другим способна доставлять еще большее наслаждение, чем помощь себе самому. А ведь наслаждение — и есть искомый результат. Если путь к нему лежит через общие интересы, а не только личную выгоду, тем лучше для меня и для всех. Эта простая формула, в отличие от замысловатых финансовых уравнений, исключает ошибки и делает нас счастливее. А что, собственно, нам еще нужно? По материалам издания «Калькалист». Отсюда http://all-of-all.ru/panorama/psychology/index.php?news=4511 |
Комментарии :0 |
Нет комментариев к выбранной записи. |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |