Версия для печати |
Журналы: Аптекарша -> Аутичные записки |
01 августа 2010 |
16:17 Цивилизация каннибалов, часть 3 |
В позднем плейстоцене происходит дальнейший зигзаг флуктуации хищной фауны, что приводит к трудностям для выживания палеоантро- па, то есть неандертальца [конкретные причины этих трудностей Ди- денко не называет и, вероятно, не знает]. Так или иначе, но воз- никают моменты, когда для выживания необходимо использование час- ти своей популяции в качестве кормового источника, то есть проис- ходит переход к адельфофагии, или каннибализму. Вид расщепляется на активную и пассивную части - пожирателей и пожираемых. [Сначала это могло быть только посмертное поедание "собратьев" без их убийства, но потом последовали и убийства]. Запрет убивать был преодолён именно применительно к себе подобным. [Неандерталец всё ещё не был разумен и руководствовался инстинктами и условными рефлексами]. Это первый абсурд человечества: не убивать никого и убивать себе подобных. Переход к умерщвлению крупных животных произошёл позднее и уже на базе первого перехода. Итак, в результате описанных событий единый вид раскололся на два. Палеоантропы не убивали никого кроме себе подобных, а предс- тавители нового вида (кроманьонцы) претерпели инверсию поведения - охотились на других животных, но не могли убивать себе подобных и поначалу в том числе палеоантропов. [Два возможных совмещения принципов "убий" и "не убий"]. Когда виды разошлись ещё сильнее, кроманьонцы уже могли уби- вать палеоантропов как "нелюдей", что и привело к вымиранию той части неандертальцев, которые жили отдельно [и сильно отличались внешне]. "Эту практику унаследовал и Homo sapiens", всякий раз руководствуясь тем мотивом, что убиваемые - не вполне люди, ско- рее, ближе к "нелюдям" (преступники, иноверцы, инородцы). Часть палеоантропов сохранилась внутри популяций кроманьонца, но из-за частичной гибридизации приобрела сходный с ними внешний облик [мимикрия людоеда]. Экологическая ниша палеоантропа осталась прежней [могло быть и восстановление поведенческого типа из-за возвратных скрещиваний и просто из-за сходства экологической ни- ши]. Важную роль в подчинении человека человеку сыграла человечес- кая речь - вторая сигнальная система. Она же отличает Homo sapi- ens от его предшественников. Не слово - продукт мысли, а мышление - плод речи. В человеческом мозгу нет зоны мысли, а зоны речи есть. Мышление, сознание, воля, личность - производные речи. Сло- во властно почти надо всеми реакциями организма (самовнушение, внушение, гипноз). Внушение - суггестия. Самовнушение - контрсуг- гестия. Первая фаза внушения словом - это отмена всех предыдущих действий, или интердикция [начальник грозно сказал: "Та-а-ак..."]. Вторая фаза - собственно внушение, суггестия: де- лай то-то и так-то. Суггестия есть речь минус контрсуггестия. "Пра-речь" первоначально состояла лишь из приказов. "Слушать" и "слушаться" во всех языках имеют один корень. Мышление - от речи: в актах мышления участвует дыхание как рудимент действия речевого аппарата; трудно мыслить при зажатом языке. В этом абсурд челове- ческой психики: внушение через вторую сигнальную систему всегда побуждает к тому, чего не требует первая сигнальная система (за- чем приказывать делать то, что человек и так сам хочет делать, руководствуясь условными и безусловными рефлексами). Речь - наси- лие человека над человеком [потом она обрела и новые функции, эволюция с переменой функций очень распространена]. Основной дви- гатель эволюции человека - навязывание действий словом и защита от этого (суггестия и контрсуггестия). Торможение сильнее, слож- нее и моложе возбуждения: остановиться в ответ на слово. Чтоб "затормозить" подчинённого, используется сближение противополож- ных по значению сигналов (метафоры, заклинания). "Я тебя люблю, как отец, и потому насилую, могу съесть, а ты должен благодарить меня за всё" (людоед и "отец родной" в одном лице). Таковы же многие религиозные "истины". Бессмыслица вызывает священный тре- пет, экстаз. Возникает сшибка нервных процессов (интердикция). Для животного - это катастрофа, для человека - повседневность. Речь - осмысление бессмысленного. Новая форма человека была по- датливей на интердикцию, "большелобее". Палеоантроп приказывал [хотя сам мог не понимать сути произнесённых слов, а только про- износил их, повинуясь условным рефлексам, как ныне политики гово- рят о совести, повинуясь лишь инстинкту власти]. Но сам палеоант- роп по своей глупости не мог затормозить свои инстинкты и услов- ные рефлексы, услышав слово. Он практически не понимал речь, не обладал второй сигнальной системой [и сейчас примитивно организо- ванные школьники не понимают слов учителя, что спасает их от пе- реутомления]. Расселение человека по планете - бегство "большело- бых" от палеоантропов и чуть более развитых форм Homo sapiens. А они - за ними. Разные языки - защита от повелений, сверхдиверген- ция ["Слепая змея ничего не боится", японская поговорка]. Мы действительно, отстаивая свою родину, почти не различаем в бою среди инородцев их "паханов" и "шестёрок", а "свои хищники" (ко- мандиры) в такой ситуации приобретают максимальную власть. Моло- дёжь и особенно её легко внушаемая часть защищается от диктовки взрослых, изобретая свой молодёжный жаргон. Но на молодёжном жар- гоне начинают паразитировать шоу-бизнесмены, "конструируя" и под- совывая молодёжи "кумиров" - безголосых рок-певцов и т.п. Концепция Диденко нуждается в некоторых критических замечани- ях. Во-первых, неандерталец не кажется сейчас таким уж неразум- ным, хотя "неразумность" - понятие относительное, и он, конечно, был примитивней современного человека. Во-вторых, спорно утверж- дение, что неандерталец был исключительно падальщиком, а не хищ- ником. Ведь у него были деревянные копья с каменными наконечника- ми (см. выше), а это безусловный атрибут охоты. В-третьих, кро- маньонская линия отделилась от неандертальской не 35-40, а 100-200 тысяч лет назад. В-четвёртых, каннибализм был уже у си- нантропа, т.е. 300-400 лет назад. В-пятых, частичная репродуктив- ная изоляция - это ещё не повод для объявления нескольких групп особей самостоятельными видами. Частично и даже сильно изолирова- ны многие человеческие популяции - народы, касты, социальные и профессиональные слои, но это отнюдь не разные виды человека. Для видового ранга нужна полная или почти полная репродуктивная изо- ляция. О такой изоляции не может быть речи, если сам Диденко признаёт, что "паханы" воспроизводятся, насилуя женщин других ви- дов. Ведь эти примитивные, бездушные и патологически агрессивные существа (как правило, уголовники!) не способны создать устойчи- вую семью. Всё-таки правильней говорить о нескольких психологи- ческих типах человека. Тем не менее, все эти замечания не затра- гивают суть концепции Диденко: человеческий разум возник в ре- зультате смертельной позиционной (подспудной) борьбы человека с себе подобными. Человек давно, ещё в донеандертальские времена, возвысился над животными и научился преодолевать неблагоприятные условия среды. Дальнейшая эволюция была обеспечена не "братской любовью людей, соединённых коллективным трудом и дружеским обще- нием", а необходимостью выжить в ситуациях, где любовь и дружба переплетены со смертельной враждой, где в критической ситуации тебя может предать, убить и даже съесть твой соплеменник. Б.А.Диденко предполагает, что овладение речью сделало предкро- маньонского человека очень уязвимым для палеонтропов ("паханов"). Он ещё не был разумен и путал внутренние словесные приказы с внешними. Палеоантропы (неандертальцы) бессознательно, т.е. путём естественного отбора научились при помощи слов управлять предкро- маньонцами, жившими вместе с ними в виде их "стада". Они подавля- ли в них импульс убивать палеоантропов (рудиментом такого поведе- ния является физиологический страх современного человека перед крупным начальником). Они приказывали кормить их - отдавать пищу (князья и данники). Они заставляли отдавать им часть своих детей. Рудиментом последней формы поведения является обряд инициации у многих первобытных народов. Суть его в том, что достигших половой зрелости мальчиков приносят в жертву какому-то мифическому чудо- вищу - "подвергают мучительным процедурам и даже частичному кале- чению, символизирующему умерщвление" [с.39]. Другой рудимент - легенды о колдунах-людоедах: внушение и гипноз казались колдовс- твом почти до конца XIX века [Цвейг, 1990; Кравченко, 1999]. Па- леоантропы стихийно отбирали (оставляли в живых) наиболее запу- ганных, т.е. наиболее тихих, внушаемых и управляемых детей, кото- рые беспрекословно подчинялись слову. Остальные поедались. Дейс- твовал разрывающий отбор. Выживали либо дети хищников - самые сильные, смелые и агрессивные. Либо самые умные представители "стада" - обладающие хорошо развитым торможением в ответ на сло- весные сигналы. Способность к быстрому торможению эмоций, подчи- нённость слову, тонкость поведения, умение заглядывать в душу к другому человеку и отличать там друга от врага - основные отличия кроманьонца от неандертальца. В конечном итоге это привело к сме- не неандертальца кроманьонцем ("стадо" многочисленнее "паханов", и гены "стада" воспреобладали). Сразу же вспоминается "крылатая" фраза Христа: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Но па- леоантропы, по Диденко, не исчезли, а вошли в состав современного человечества. Точнее, наверное, будет сказать, что их гены раст- ворились в едином генофонде современного человека, но их опреде- ляющие гены (гены безтормозной агрессивности) иногда в силу слу- чайных и даже неслучайных причин оказываются собраны воедино в одном человеке, что приводит к воскрешению этого психологического типа личности. Я бы даже не использовал применительно к этим "па- ханам" термины "палеоантропы" и "неандертальцы", так как описан- ные психологические типы могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху архантропов, или возникать многократно в силу действия тех же са- мых причин - поведенческой дивергенции людей в обществе. |
Комментарии :1 |
Написал: kandrepper1 - 19:03 19/04/2016 |
https://www.youtube.com/watch?v=yKrA5tY_NFA[SIZE=7] |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |